Хлеб вчера, сегодня, завтра

Это величайшее открытие человек сделал ~ 15 тыс.лет назад. По мнению ученых именно в те далекие времена на территории Мессопотамии (Междуречье Тигра и Ефрата) человек стал впервые собирать и культивировать хлебные злаки. Примерно в 5 тысячелетии до нашей эры хлебные злаки были завезены в Египет. Именно здесь люди научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши-теста. Эти плотные, неразрыхленные, подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения. Подробнее с этой эпохой в мировом хлебопечении можно ознакомиться посетив Египетский зал Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонке.

Впрочем, примерно к 3 тысячелетию до нашей эры, т.е. ~5 тыс. лет назад , в эпоху первых египетских фараонов египтяне овладели искусством разрыхлять тесто путем его брожения, используя микроорганизмы, получившие затем название хлебопекарных дрожжей, и молочнокислые бактерии*. В тесте такие микроорганизмы вызывают сложную химическую реакцию брожения, в результате образуются углекислый газ и спирт. Углекислый газ насыщает хлеб, делает его легким и пышным. Результатом молочнокислого брожения является великолепный, ни с чем не сравнимый аромат и вкус свежеиспеченного хлеба. Детальную картину производства хлебных изделий в Древнем Египте можно увидеть лишь посетив древние пирамиды, сюжет этот довольно распространенный и украшает древние гробницы: вот древние египтяне убирают урожай зерна, вот воины везут в закрома фараона, вот древняя мастерская - здесь мелют зерно, месят тесто и делают хлеб различной формы

Хлеб в зависимости от рецептуры и назначения выпекался круглый и продолговатый, пирамидальный, сформированный в виде плетенок (прообраз современной праздничной еврейской халы), в виде рыб, сфинксов и различных фантастических животных. До нас дошло и изображение древнейшего из известных на планете пекарей: статуэтка из музея в Гизе дает представление j о том, как месили тесто несколько тысяч лет назад.

Искусство выпекать разрыхленный хлеб было унаследовано финикийцами, греками и римлянами. Гомер, описавший трапезы своих героев, показал, что греки широко употребляли пресный хлеб. Хлеб, выпеченный по египетской технологии, стоил значительно дороже, его употребляли только очень богатые аристократы, причем такой хлеб считался совершенно самостоятельным блюдом. В те времена, как правило, на обед подавали только два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб.

Часть хлебных изделий древние греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Этот хлеб служил пищей для простого народа.

Впервые в истории, в Греции появились новые хлебобулочные изделия - сдобный хлеб с медом, с жиром, с молоком, фруктами и орехами. Такой хлеб стоил значительно дороже обычного и служил лакомством.

Любопытно отметить, что в Спарте хлеб считался величайшей роскошью, его ставили на стол только в самых торжественных случаях..

В Древнем Риме также существовали пекарни с широким ассортиментом хлебных изделий. Две тысячи лет назад в Риме был сооружен памятник Марку Вергилию Эврисаксу, потомственному пекарю, имевшему несколько пекарен и кормившему хлебом весь Рим. Особенно интересны барельефы этого памятника, где воспроизводятся сцены помола муки на мельницах, жернова которых приводились в движение силой рабов, сцены замеса и формовки теста, выпечки хлеба в двух больших печах, сцены взвешивания, учета и упаковки в корзины готового хлеба и т.д.

В средние века при каждом замке и монастыре имелись свои мельницы и пекарни. Позднее мастера хлебопечения образовали свои ремесленные цеха в городах, где они проживали. Как правило, они выпекали хлеб довольно высокого качества.

Апокрифическая Книга Еноха предлагает свой вариант объяснения этого события. Прельстившись девами земными, ангелы небесные забыли о боге и спустились на землю. И вошли они к девам земным и жили, и родились у них дети. Ангелы не научили их многому: астрономии, медицине, обработке металлов и драгоценных камней, магии и т.д. Среди прочего названа и выпечка хлеба. К сожалению, небесная наука не пошла землянам на пользу - на земле начались войны и беззаконие и взрыдала земля и наполнилась криками скорби .

Особое место занимает хлеб в религиозных представлениях разных народов. Огромное значение в жизни еврейского народа играет маца, не один праздник не обходится без праздничной халы и т.д. Хлеб стал символом единения всех христианских народов. Несмотря на то, что существует разная традиция изготовления и преломления хлебов (у католиков это обязательно пресный хлеб, у православных - дрожжевой, у баптистов, например, это вообще любой хлеб может быть даже батон из соседнего магазина). Действительно же столь важно какой это хлеб. Важно то, что он символ равенства, братства, свободы, символ единения людей, признающих моральные ценности христианства, символ великой христианской любви.

Согласно Евангелиям, Иисус неоднократно насыщал своих сторонников хлебами и рыбой. Они же говорили ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал принесите мне их сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и переломив дал хлебы ученикам, а ученики - народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Конечно, все это можно считать преувеличением, как это делают атеисты, забывающие , что не хлебом единым жив человек.

Со времен Ветхого Завета седьмой день недели приносит в дом религиозного еврея покой и гармонию, уходят волнения и спешка, а на смену им вступает Шабат --день мира.

Суббота наступает около захода солнца в пятницу. В честь субботы в пятницу работы кончают раньше обычного. Примерно за полчаса до захода солнца хозяйка дома зажигает свечи, произнося при этом краткую молитву.

Субботний ужин начинают с освящения, состоящего из краткого отрывка из Библии о субботе в сопровождении благословения на вино.

На субботний стол кладут две халы, прикрытые вышитой скатеркой. После молитвы все моют руки, произносят благословение над халами, разрывают их на ломти и делят между присутствующими.

Субботняя трапеза - королевская, на стол подается все самое лучшее, что есть в доме. Но главное украшение стола - свежеиспеченные золотистые халы, вкус и запах которых нельзя передать словами. Само приготовление халы - уже предисловие к Шабату, отделяющее нас от повседневности. Оно требует от хозяйки любви, тепла и заботы. Все что мы вкладываем в халу, возвращается нам чудесным подарком - она вводит в мир Шабата, в мир совершенного покоя и тепла.

Копия статьи, опубликованной http://www.girmet.ru/~ian/hleb/hl61.htm